Ответы к заданиям демонстрационного варианта по биологии
Часть 1
За верное выполнение заданий А1 – А36 выставляется 1 балл.
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
А1 |
4 |
А13 |
2 |
А25 |
4 |
А2 |
3 |
А14 |
3 |
А26 |
3 |
А3 |
1 |
А15 |
4 |
А27 |
3 |
А4 |
1 |
А16 |
2 |
А28 |
4 |
А5 |
1 |
А17 |
4 |
А29 |
2 |
А6 |
2 |
А18 |
3 |
А30 |
1 |
А7 |
4 |
А19 |
1 |
А31 |
2 |
А8 |
3 |
А20 |
3 |
А32 |
1 |
А9 |
2 |
А21 |
1 |
А33 |
3 |
А10 |
1 |
А22 |
4 |
А34 |
4 |
А11 |
2 |
А23 |
1 |
А35 |
3 |
А12 |
2 |
А24 |
4 |
А36 |
2 |
Часть 2
За верное выполнение заданий В1 – В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
За верный ответ на задания В7 – В8 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов.
№ задания |
Ответ |
В1 |
246 |
В2 |
256 |
В3 |
236 |
В4 |
211212 |
В5 |
21232 |
В6 |
232131 |
В7 |
ВЕАГБД |
В8 |
БАВГД |
Часть 3
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТоМ
Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0» .
Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Элементы ответа:
1) при использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство;
2) травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно. |
|
Ответ включает 2 названные выше элемента, не содержит биологических ошибок |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 2 – среди грибов есть и одноклеточные, например, дрожжи;
2) 3 – по типу питания среди грибов отсутствуют автотрофы (так как их клетки не имеют хлорофилла);
3) 4 – клеточные стенки грибов состоят из хитина, а не из целлюлозы. |
|
В ответе указаны и исправлены все три ошибки |
3 |
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки, ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них |
2 |
В ответе указана и исправлена 1 ошибка, ИЛИ указаны 2-3 ошибки, но исправлена 1 из них |
1 |
Ошибки не указаны, ИЛИ указаны 1-3 ошибки, но не исправлена ни одна из них |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Элементы ответа:
1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;
2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;
3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;
4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве. |
|
Ответ включает не менее 3-х элементов (особенности и их обоснование), не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Элементы ответа:
1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;
2) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания;
3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы. |
|
Ответ включает все названные выше элементы (изменения и их обоснования), не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(правильный ответ должен содержать следующие позиции) |
Баллы |
Элементы ответа:
1) одна тРНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 тРНК соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот;
2) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируют 30 триплетов;
3) количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, 30 х 3 = 90. |
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(правильный ответ должен содержать следующие позиции) |
Баллы |
Схема решения задачи включает:
1) генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды –aaBb (гаметы aB и аb);
2) генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb;
3) соотношение генотипов и фенотипов в F1: пурпурный стебель, красные плоды – 1 AaBB : 2 AaBb пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb. |
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |