Методическое объединение учителей биологии  Ленинского района города Челябинска

Спецификация экзаменационной работы

СПЕЦИФИКАЦИЯ

экзаменационной работы по биологии

    единого государственного экзамена 2007 г.

 

1. Назначение экзаменационной работыоценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью итоговой аттестации и зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения.

 

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

1) Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г.).

2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

3) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 5.03.2004 г.).

 

3. Структура экзаменационной работы.

Работа состоит из трех частей.

Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх, из них 26 –  базового и 10 –  повышенного уровня.

Часть 2 (В) включает 8 заданий повышенного уровня: 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 – на соответствие и 2 задания на определение последовательности биологических явлений и процессов.

Часть 3 (С) включает 6 заданий со свободным развернутым ответом:

1 – повышенного уровня и 5 – высокого уровня.

Распределение заданий экзаменационной работы по частям с учётом максимального первичного балла каждой части и работы в целом приводится в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий экзаменационной работы по частям

 

Части

работы

Число зада-ний

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу

Тип заданий

1

Часть 1 (А)

36

36

52

с выбором ответа

2

Часть 2 (В)

8

16

23

с кратким ответом

3

Часть 3 (С)

6

17

25

с развернутым ответом

 

Итого

50

69

(100%)

 

4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию (знаниям и умениям).

Экзаменационная работа включает 7 содержательных блоков с учетом уровней организации живой природы (клеточный, организменный, популяционно-видовой, биосферно-биоценотический), экологических закономерностей и эволюции органического мира (таблица 2). Основное содержание этих блоков направлено на проверку у учащихся общебиологических знаний как основы научной картины мира, экологической и генетической грамотности, норм и правил здорового образа жизни, умений характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы.

Первый блок «Биология – наука о живой природе» включает материал о биологии как науке, её достижениях, методах исследования, роли ученых в познании окружающего мира, о признаках живого, основных уровнях организации живой природы.

Второй блок «Клетка как биологическая система» составляют задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, химической организации клетки, гене и генетическом коде, метаболизме (энергетический обмен, биосинтез белка, фотосинтез и хемосинтез), о многообразии клеток, их делении путём митоза и мейоза; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов и процессы, протекающие в них, различные способы деления клетки.

Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о многообразии организмов разных царств, размножении и онтогенезе, о закономерностях наследственности и изменчивости, селекции организмов и биотехнологии; овладение умениями сравнивать организмы разных царств, генотипы и фенотипы родителей и потомства, способы размножения, различные виды изменчивости, применять знания генетической терминологии и символики при решении генетических задач, давать цитологическое обоснование законов наследственности.

В четвёртом блоке «Многообразие организмов» проверяются знания о многообразии, строении и жизнедеятельности растительного, животного, грибного, бактериального организмов и вирусов, классификации растений и животных; биологических основах выращивания культурных форм; умения сравнивать и классифицировать организмы разных систематических таксонов, устанавливать причинно-следственные связи в живой природе, характеризовать и определять организмы разных царств.

Пятый блок «Человек и его здоровье» выявляет уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов, организма и среды, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью, происхождение человека от животных; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и особенностях высшей нервной деятельности человека.

В шестой блок «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» включены задания, направленные на контроль знаний о движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, об усложнении растений и животных в процессе эволюции, движущих силах и этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умений характеризовать причины и этапы эволюции, вид, его критерии и структуру, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания, место человека в системе органического мира.

Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере, ведущей роли живого вещества в ее развитии; умений устанавливать факторы, обеспечивающие и нарушающие устойчивость экосистем, меры, направленные на сохранение равновесия в них, сравнивать экосистемы и агроэкосистемы, составлять схемы пищевых цепей в биоценозах, объяснять роль организмов в экосистемах и их место в экологических пирамидах, причины глобальных изменений в биосфере, обосновывать роль регулирования численности популяций, сохранения видов, экосистем, биосферы в целом.

 

Таблица 2

Распределение заданий по основным содержательным блокам

курса биологии

 

Содержательные блоки

Число зада-ний

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу (%)

1. Биология – наука о живой природе

1

1

1

2. Клетка как биологическая система

8

11

16

3. Организм как биологическая система

9

12

17

4. Многообразие организмов

7

10

15

5. Человек и его здоровье

10

14

20

6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

8

11

16

7. Экосистемы и присущие им закономерности

7

10

15

Итого

50

69

100

   


 

Экзаменационная работа предусматривает проверку усвоения знаний и умений учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях (таблица 3).

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать биологические объекты, процессы, явления, называть основные положения теорий, законов и закономерностей; давать определения основных биологических понятий, пользоваться терминами.

Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и явления. Задания на воспроизведение знаний и на применение знаний в незнакомой ситуации направлены на выявление уровня усвоения основного содержания, изложенного во всех семи блоках работы.

Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания.

Применение знаний в новой ситуации предполагает овладение умениями использовать теоретические знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать творческие задачи. Задания этого типа проверяют также сформированность у школьников научного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления.

 

Таблица 3

Распределение заданий по видам проверяемой деятельности

 

Виды учебной деятельности

Число заданий

Максималь-ный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида учебной деятельности от максимального первичного балла за всю работу (%)

1. Воспроизведение знаний

14

14

20

2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации

16

16

23

3. Применение знаний и умений в изменённой ситуации

15

24

35

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

5

15

22

Итого

50

69

100%

 


В тесте проверяются следующие учебные умения:

1)     описывать биологические объекты, явления, процессы, законы, теории;

2)     приводить примеры биологических объектов, процессов и явлений, происходящих в природе;

3)     распознавать особенности строения, процессов жизнедеятельности, индивидуального и исторического развития организмов, основные систематические категории;

4)     определять и классифицировать биологические объекты и явления;

5)     объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязь организмов и окружающей среды, причины биологических процессов и явлений;

6)     выявлять изменчивость организмов и ее причины, приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах;

7)     сравнивать биологические объекты, процессы, явления, происходящие на всех уровнях организации живого, пути и направления эволюционного процесса;

8)     устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями химических веществ и органоидов клетки, органов, систем органов и организмов в экосистемах, средой обитания и приспособленностью организмов к ней, между движущими силами и результатами эволюции;

9)     анализировать биологические процессы и явления, различные гипотезы происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения;

10)    применять биологические знания в практических ситуациях;

11)    использовать тексты, рисунки, таблицы, схемы для объяснения биологических объектов, процессов, явлений;

12)    решать биологические задачи, составлять схемы скрещивания, цепи питания;

13)    обосновывать значение знаний биологических объектов, процессов, явлений, достижений биологической науки в жизни и хозяйственной деятельности человека, роль биоразнообразия и круговорота веществ в сохранении равновесия в биосфере;

14)    оценивать и прогнозировать состояние окружающей среды, последствия деятельности человека в биосфере, их влияние на здоровье человека.

 

5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности (таблица 4). Задания базового уровня составляют 38% от максимального первичного балла, повышенного – 40%, высокого уровня – 22%. Они соответствуют минимуму содержания основного и среднего (полного) общего биологического образования, требованиям к подготовке выпускников.

Таблица 4

Распределение заданий по уровню сложности

 

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу (%)

Базовый

26

26

38

Повышенный

19

28

40

Высокий

5

15

22

Итого

50

69

100

 

Все задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх.

Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа: с выбором одного и нескольких верных ответов, на установление соответствия процессов и явлений в живой природе, определение их последовательности, со свободным ответом. Выполнение этих заданий служит показателем овладения более сложными и разнообразными видами учебной деятельности. Они позволяют проверить знания учащихся о сущности биологических процессов, явлений и их закономерностях, умения сравнивать, применять знания в знакомой и измененной ситуациях, обосновывать процессы и явления, сопоставлять и определять их последовательность, самостоятельно формулировать свободный ответ.

Задания высокого уровня предусматривают развернутый свободный ответ и направлены на проверку знаний о наиболее существенных биологических закономерностях, проявляющихся на всех уровнях организации живого, умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, решать биологические задачи, применять теоретические знания на практике.

 

6. Время выполнения работы. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

7. План экзаменационной работы.

Экзаменационная работа будет проводиться по единому плану.

План экзаменационной работы 2007 г. дается в Приложении.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Ответы на задания Части 1 (А) и Части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1. Ответы на задания части 3 проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов.

Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня Части 1 оценивается одним баллом. Задания Части 2 оцениваются от нуля до двух баллов. Задание С1 повышенного уровня оценивается от 0 до двух баллов, задания С2–С6 высокого уровня  оцениваются от нуля до трёх баллов.

Оценка заданий Части 3 проводится путём сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа.

Аттестационная отметка выпускника за выполнение всей работы определяется по пятибалльной шкале. Оценка, которая фиксируется в сертификате для поступления в вузы, подсчитывается по 100-балльной шкале также на основе результатов выполнения всех заданий работы.

 

9. Дополнительные материалы и оборудование.

Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по биологии не используются.

10. Условия проведения экзамена (требования к специалистам).

На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по биологии. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по биологии.

Проверку экзаменационных заданий Части 3 со свободным развернутым ответом осуществляют специалисты по биологии, прошедшие специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ 2007 года в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными ФИПИ.

11. Рекомендации по подготовке к экзамену.

К экзамену следует готовиться по учебникам для основной и средней (полной) школы, указанным в перечне учебных изданий для учреждений общего среднего образования на 2006-2007 учебный год и в Перечне-каталоге учебно-методических изданий на 2006-2007 учебный год, а также пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

 

12. Изменения в КИМ 2007 г. по сравнению с 2006 г.

1)     В КИМ учтена содержательная новизна Стандарта по биологии 2004 г. Включены задания, контролирующие знания о методах научного познания, роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, из истории биологической науки.

2)     Увеличено число заданий по разделу «Человек и его здоровье» в связи с тем, что в Стандарт 2004 г. включены сведения о социальной сущности человека, его психологии и поведении.

3)     Усовершенствованы задания на работу с текстом и рисунком, увеличено их число.

4)     Уделено больше внимания разработке заданий прикладной и практической направленности в соответствии с требованиями нового Стандарта.

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz