| ||||||
|
| |||||
Цифровые образовательные ресурсыВ 2006–2007 учебном году продолжается работа по разработке, апробации и использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов) в преподавании биологии в образовательных учреждениях области. Для более успешной разработки и использования комплектов ЦОРов в образовательном процессе учителям биологии необходимо познакомиться с требованиями, предъявляемыми к ЦОРам, их типологией и содержанием.
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Общие требования к цифровым образовательным ресурсам: Современные ЦОРы должны:
Цифровые образовательные ресурсы не должны: - представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК; - дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию; - основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают). З АДАЧИ КОМПЛЕКТА ЦОРов: Основными задачами комплекта ЦОРов являются: >помощь учителю при подготовке к уроку: - компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; - большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете; - эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов; - подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам); - подготовка творческих заданий; - подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами; - обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память. >помощь при проведении урока: - демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор; - использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ; - компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний; - индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке; >помощь учащемуся при подготовке домашних заданий: - повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала; - автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время; - большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.; - возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера; - развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде; - помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия; - приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.
Содержание комплекта ЦОРов: ¦ Блок получения информации: научно–популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебника (всюду – с возможностью поиска по тексту), иллюстрации, анимации и прочие мультимедиа–компоненты, мультимедийные уроки–презентации. ¦ Виртуальная галерея: видеофрагменты, анимации, реалистические и синтезированные изображения, звуковые объекты. ¦ Виртуальная лаборатория: интерактивные модели, интерактивные анимации, виртуальная лаборатория; ¦ Справочные материалы: графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет–ссылки с аннотациями. ¦ Словарь терминов, определений, законов. ¦ Аттестация: наборы вопросов и задач, задания для исследовательской деятельности. Все объекты будут организованы в соответствии с поурочным планированием к УМК, основанным, в свою очередь, на списке параграфов учебника.
Типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов). В наборе цифровых образовательных ресурсов можно условно выделить следующие блоки: ¦ интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации; ¦ демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагметы; ¦ тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы; ¦ материалы для учителя – презентации и уроки. ¦ Интерактивные компоненты Контрольные задания и вопросы для самопроверки являются интерактивными компонентами, позволяющими проверить знания учащегося. В набор ЦОРов к учебнику входят задания шести типов: - выбор одного варианта ответа из нескольких; - выбор нескольких вариантов ответа; - ввод слова или фразы; - указание на рисунке нужного объекта (point – n – click); - перетаскивание объектов и их наложение друг на друга (drag – n – drop); - комбинированный ответ (несколько различных типов в одной задаче). В большинстве типов задач компьютер автоматически проверяет ответ. В случае неправильного ответа может быть выдан комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос. Текст подсказки зависит от того, какой ответ выбрал учащийся. Контрольные задания и задания для самопроверки могут использоваться на разных этапах учебного процесса для контроля и самоконтроля учащихся в процессе изучения тем курса, для обеспечения обратной связи. Приведем некоторые примеры использования ЦОРов с заданиями: - во время объяснения нового материала решение задачи и обсуждение правильных и неправильных подходов решения; - закрепление учебного материала: выполнение 2 – 3 заданий за 5 – 10 минут; - домашнее задание или самостоятельное выполнение заданий учащимися в классе по выбору учителя; - подготовка к тематическому контролю. Контрольные, самостоятельные работы и тесты представляют собой подобранную последовательность из 5–10 вопросов и задач различных типов по темам набора ЦОРов. Учащийся может отвечать на вопросы последовательно или «перескакивать» с задания на задание. В специальном окне отмечается количество пройденных заданий и количество правильных ответов (оценка в процентах от максимального балла по данной работе). Эти интерактивные компоненты позволяют учащимся организовать самоаттестацию, то есть проверить свои знания без участия преподавателя. ¦ Интерактивные модели Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество, особенно в классах базового уровня, где наблюдается дефицит учебного времени и школьникам свойственно «гуманитарно–визуальное» восприятие содержания биологического образования. Образы явлений, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго. Компьютерные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В качестве примера приведем три вида уроков с использованием компьютерных моделей.
¦ Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой Учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случаев приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Учитель может сознательно побуждать учащихся к подобной деятельности, не опасаясь, что ему придется решать «ворох» придуманных учащимися задач, на что обычно не хватает времени. Более того, составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания. ¦ Урок–исследование Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Тем более что многие модели позволяют провести такое исследование буквально за считанные минуты. Конечно, учитель формулирует темы исследований, а также помогает учащимся на этапах планирования и проведения экспериментов. ¦ Урок -компьютерная лабораторная работа Для проведения такого урока необходимо, прежде всего, разработать соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ. Задания в бланках работ следует расположить по мере возрастания их сложности. Вначале имеет смысл предложить простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера. При ответе на вопрос или при решении задачи учащийся может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Расчётные задачи учащимся рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить компьютерный эксперимент для проверки правильности полученного ответа. Отметим, что задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении биологии и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине уроки последних двух типов особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Ведь эти знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера результата. Учитель в таких условиях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний. ¦ Демонстрационная графика В наборе ЦОРов демонстрационная графика представлена схемами, графиками, рисунками и фотографиями, портретами ученых. Графические объекты являются не просто аналогами традиционных иллюстраций учебников, они дополняют, дидактически обогащают материал, формируют правильные представления об изучаемых объектах. ¦ Тексты «Тексты» представляют собой иллюстрированные тексты в цифровой форме, предназначенные, прежде всего, для повторения материала учебника. Электронная форма значительно облегчает поиск информации в тексте. Это краткие конспекты учебника, формулировки законов, биографии ученых. Текстовые объекты могут быть органически включены во все формы и методы обучения и использоваться на разных этапах учебного процесса как учителями, так и учащимися. Тексты со звуковым комментарием могут быть эффективны для домашнего повторения школьниками материала урока. Их можно использовать и как компоненты лекций, презентаций во время объяснения нового материала. Тексты со звуковым комментарием могут быть полезны для детей с ограниченными физическими способностями.
¦ Материалы для учителя Помимо самостоятельных цифровых ресурсов в наборе представлены уже готовые презентации и уроки, которые окажут учителю методическую поддержку в проведении занятий. Тематические презентации в формате Power Point Show состоят из 10–15 слайдов каждая, предназначены для объяснения теоретические материала на уроках и могут воспроизводиться даже на компьютере, на котором не установлен Microsoft Power Point. Презентации включают графику, интерактивные компоненты, текстовые объекты по теме. Учителем презентация может использоваться в качестве одной из форм чтения лекции. Эффектный показ презентации сопровождается объяснениями, комментариями учителя: он может приостановить показ «слайдов», более подробно остановиться на важном материале, не показывать все «слайды» сразу и т.д. Такая форма проведения урока–лекции более эффективна, так как дает возможность заинтересовать учащихся темой, заинтриговать, заставить думать, учит делать выводы. ¦ Урок Урок представляет собой HTML–страницу с последовательностью объектов в порядке занятия, которые учитель будет демонстрировать в классе, с указанием примерного времени работы. В уроке также представлено описание модели урока: цели, задачи, межпредметные связи, домашние задания и т.п. Готовые уроки будут составлять «багаж» учителя и облегчать ему подготовку к уроку и объяснения нового материала. Формы и методы организации учебного процесса с использованием ЦОРов Комплект ЦОРов дает учителю возможность использовать это электронное издание различными способами в зависимости от оснащения школьного кабинета: один компьютер + проектор на класс: - демонстрация учителем отдельных мультимедиа–объектов по теме; - демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока); - «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач; - использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОРов презентацию); два ученика - один компьютер: - фронтальные лабораторные работы; - групповое исследовательское задание; - групповое творческое задание; - интерактивное обучение способам решения задач; один ученик - один компьютер: - виртуальный лабораторный практикум; - индивидуальное исследовательское задание; - индивидуальное творческое задание; - интерактивное обучение способам решения задач; - компьютерное тестирование. Предлагается также возможным использование комплекта ЦОРов учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.), учителем (для подготовки учебного занятия, контрольной работы). Для аттестации учащихся можно использовать как традиционную форму (с использованием подготовленных при помощи комплекта ЦОРов контрольных работ и тестов), так и интерактивную компьютерную форму (при наличии достаточного количества компьютеров в классе). Учитель может также чередовать традиционную и компьютерную форму (например, часть учащихся решают сложные задания, оцениваемые вручную на бумаге, а остальные в это время проходят компьютерный тест. Затем учащиеся меняются местами). Большой объем вопросов и задач позволит частично автоматизировать аттестацию учащихся. Комплект ЦОРов полезен не только для тестирования учащихся. Результаты выполнения творческих задач учащимися – те же самые образовательные объекты, выполненные на основе простых по структуре объектов набора. Они могут быть сохранены в «портфеле» учащихся в школьном образовательном пространстве, пересланы учителю для проверки на его личный компьютер. Методика использования программных продуктов и медиаресурсов учителем на отдельных уроках определяется теми конкретными педагогическими задачами, которые он ставит и пытается решить в рамках различных типов уроков учебного предмета «Биология». Следует отметить, что решение совокупности педагогических задач возможно лишь при комплексном использовании различных видов программных средств. Различные типы уроков биологии предполагают и различные модели использования компьютерной техники в образовательном процессе (демонстрационный компьютер, компьютерный класс, медиацентр (медиатека) общеобразовательного учреждения). Урок–лекции. При проведении уроков–лекций может использоваться демонстрационный компьютер. Требования к оборудованию и персоналу Для полноценной работы с комплектами ЦОРов необходимо иметь один или несколько компьютерных классов на 10–15 человек (подключенный к школьной сети и Интернет), проектор. Желательно также наличие сканера и принтера, цифровой фотокамеры и видеокамеры. При отсутствии этой техники можно обойтись связкой компьютер + проектор, а фото- и видеокамеру с успехом заменит мобильный телефон. Назначение основных технических устройств: - сервер и локальная сеть – организация единого школьного пространства; - компьютер – основной инструмент учителя или учащегося, средство демонстрации образовательных объектов и интерактивной работы с ними; - проектор и экран – средство демонстрации образовательных объектов различной природы в аудитории; - сканер (в комплекте с программой распознавания символов) – средство ввода учителем или учащимся бумажных документов, отсутствующих в базе данных; - цифровые фото- и видеокамера – средства записи и ввода учителем или учащимся результатов своей работы (например, отснятых опытов). На персональном компьютере должна быть установлена операционная система Windows 98SE/Me/2000/XP c Microsoft Internet Explorer и стандартными плагинами (стандартными видеокодеками, Macromedia Flash Player 7 и т.п.). Все необходимые для работы программы плагины будут поставляться дополнительно на CD c ЦОРами. Желательно (но не обязательно) наличие офисных продуктов (MS Word, MS Power Point, MS Excel и т.п.), графических редакторов и других прикладных программ. От преподавателя для эффективного использования ЦОРов требуется навык работы в операционной системе Windows с основными прикладными программами, а также опыт работы с Интернет–сайтами. В приложении 1 представлен обзор Интернет–ресурсов по содержанию биологического образования. Как показывает практика, большинство пользователей, имевших опыт работы с персональными компьютерами, первым делом получают именно эти навыки; соответственно, все они без особых проблем смогут работать с входящими в ЦОРах объектами. В 2003 – 2006 гг. было создано и апробировано значительное количество ЦОР по биологии, как на федеральном, так и на региональном уровне. В образовательном процессе учителям биологии рекомендуется использовать следующие комплекты ЦОР:
| ||||||
| ||||||
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |