Методическое объединение учителей биологии  Ленинского района города Челябинска

Рекомендации по преподованию биологии в 6 классе (1 час) Пономарёва

Рекомендации по использованию учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией

И.Н. Пономаревой

С принятием нового «Стандарта среднего (полного) общего образования» возникла необходимость сократить вдвое число учебных недельных часов на преподавание биологии в 6 классе.

Данные рекомендации даются по тексту переработанного учебника, изданного в 2004 году.

Необходимое приведение содержания учебников в соответствие с новым образовательным стандартом для базового уровня изучения общей биологии, который рассчитан на 1 ч в неделю (34 ч в год), осуществляется следующим образом:

1.            В учебнике сохраняются в полном объеме экологическая, гуманистическая, культурологическая области науки о живой природе.

2.            Как и прежде, часть текста дана отличным от основного шрифтом и отмечена зеленым листком. Этот материал не является обязательным для всех учеников. Обязательным
является текст, напечатанный крупным шрифтом.

3.     Из учебника следует исключить ряд параграфов, рассчитанных на изучение биологии при двух учебных часах в неделю. Это § 5, 6, 11, 29, 33, 44, 45, 49, 58, 59.

4.     В других параграфах существенно сокращен учебный материал.

5.     Для того, чтобы учителю точно определить, что следует использовать, а что исключить, все абзацы, напечатанные основным шрифтом пронумерованы. С учетом этой нумерации предлагается отобрать нужный учебный материал. Подобные рекомендации к каждому параграфу будут даны в приведенном ниже поурочном плане. В тех параграфах, в которых предлагается лишь часть учебного текста, обязательным считаем последние, итоговые, абзацы (они обведены зеленой рамкой).

6.     Помогут изучению биологии в 6 классе также авторские рабочие тетради для учащихся, дидактические карточки и методическое пособие для учителя. Однако в них должны быть учтены те изменения, которые были сделаны в учебнике.

Тематический план курса

п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Введение. Общее знакомство с растениями

3

2

Клеточное строение растений

2

3

Органы цветковых растений

9

4

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

5

Основные отделы царства растений

5

6

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле

2

7

Царство Бактерии

1

8

Царство Грибы. Лишайники

2

9

Природные сообщества. Заключение

3

Итого

34

 

Поурочный план курса

1.  Введение.

Общее знакомство с растениями (3 ч)

Урок 1. Мир растений. Наука о растениях-ботаника

Весь § 1, к нему 3, 5, 6, 7 абзацы из введения.

Урок 2. Строение растений

Весь § 2. Урок начать с лабораторной работы «Знакомство с цветковым и споровым растениями», где и раскрыть особенности строения растений.

Урок 3. Условия жизни растений на Земле

Весь § 4.

2.  Клеточное строение растений (2 ч)

Урок 4. Строение растительной клетки и ткани  Весь § 7, к нему 2, 3, 13 абзацы из § 9 (итог по тексту § 9). Урок 5. Процессы жизнедеятельности клетки Весь § 8.

3.  Органы цветковых растений (9 ч)

Урок 6. Семя, его строение и значение для растения

Весь § 10, к нему завершающий (итоговый) абзац из § 12, на с. 50.

Урок 7. Корень, его внешнее и внутреннее строение

§ 13, исключить 7, 8, 12, 13 абзацы.

Из § 14 исключить 3, 4, 5, 8 абзацы и заключение.

Урок 8. Побег. Строение и значение его для растения

Весь § 16.

Из § 17 текст на с. 63, т. е. первые четыре абзаца.

Лабораторную работу о строении почек растения проводить по усмотрению учителя.

Урок 9. Лист-часть побега. Значение листа для растения

Из § 18 все четыре абзаца на с. 67; 7, 8, 9, 10 абзацы на с. 68 и 69 (о кожице, устьице, мякоти и фотосинтезе) и заключительный (итоговый) абзац.

Из § 19 взять только тексты об испарении, газообмене и листопаде и заключительный (итоговый) абзац.

Урок 10. Стебель-часть побега. Его внешнее и внутрен­нее строение

Весь § 20.

Урок 11. Многообразие стеблей

Из § 21 первые четыре абзаца на с. 79 и последний заключительный (итоговый) абзац.

Из § 22 взять весь текст для изучения и закрепить материал в процессе проведения лабораторной работы.

Урок 12. Цветок. Его строение и значение для растения

§ 23, исключить текст об однодомности и двудомности растений (15 абзац на с. 88), но сохранить следующий 16 абзац о соцветии. А далее начиная с 18 абзаца весь текст исключить, кроме итогового абзаца.

Из § 24 использовать 2, 3, 4 и 5 маленькие абзацы (на с. 91) и 11 и 14 абзацы о ветроопыляемости и самоопыляемости, заключительный (итоговый) абзац.

Урок 13. Плод. Его значение и многообразие форм

Весь § 25.

Урок 14. Обобщение по теме

Провести обобщение по теме на материале § 26 (растительный организм — живая система).

4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7ч)

Урок 15. Корневое питание растений

Весь § 27.

Урок 16. Воздушное питание растений. Фотосинтез

Весь § 28.

Урок 17. Дыхание растений и обмен веществ

Весь § 30.

Урок 18. Значение воды в жизни растений

Весь §31.

Урок 19. Размножение и оплодотворение растений

Весь § 32. Первые четыре абзаца (на с. 123) § 34 об использовании вегетативного размножения в сельском хозяйстве.

Урок 20. Рост и развитие растительного организма

Весь § 35. Можно добавить к этому уроку краткий текст из § 36 о суточных и сезонных ритмах в росте и развитии растений.

Урок 21. Обобщение и повторение по теме

5.  Основные отделы царства растений (5 ч)

Урок 22. Понятие о систематике растений

Весь § 37.

Урок 23. Водоросли. Общая характеристика

Из § 38 исключить весь текст на с. 139 (о хроматофорах и хламидомонаде — это 8, 9, 10, 11 абзацы).

Из § 39 использовать только краткий текст о бурых и красных водорослях и последний абзац.

Урок 24. Моховидные и папоротниковидные как представители высших растений

Из § 40 исключить весь текст о печеночниках (на с. 145 — это 3, 4 и 5 абзацы), текст на с. 146 и 147, начиная с абзаца: «Печеночники...».

Из § 41 использовать только текст на с. 148 и 149, остальное исключить.

Лабораторные работы по мхам и папоротникам не являются обязательными и потому могут проводиться лишь по желанию учителя или для работы в кружке юных натуралистов.

Урок 25. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе

Весь § 42.

Урок 26. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе. Обобщение по теме

Весь § 43.

6.  Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (2 ч)

Урок 27. Понятие об эволюции растительного мира

Весь § 46.

§ 47, только заключительный (итоговый) абзац.

Урок 28. Многообразие и происхождение культурных растений

Весь § 48.

7. Царство Бактерии (1ч)

Урок 29. Царство Бактерии. Общая характеристика и значение

Из § 50 взять для изучения только первые пять абзацев (это текст на с. 188 и 189, до абзаца с аэробами).

Из § 51 взять только текст на с. 191 (о формах бактерий — это 4, 5, 6 абзацы).

Из § 52 взять только текст начала параграфа (на с. 194), включая текст о болезнетворных бактериях.

8.  Царство Грибы. Лишайники (2 ч)

Урок 30. Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе

Весь § 53.

Из § 54 только 3 и 4 абзацы (о съедобных и ядовитых грибах).

Урок 31. Лишайники. Общая характеристика и значение в природе

Весь § 55.

9.  Природные сообщества. Заключение (3 ч)

Урок 32. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме

Весь § 56.

Урок 33. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе

Весь § 57.

Урок 34. Обобщение по курсу

Его можно провести как экскурсию по теме «Многообразие природных сообществ» или в классе по теме «Жизнь организмов в природе». Для того или другого вариантов можно использовать материалы § 59 или § 60.

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz