| |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендации по преподованию биологии в 6 классе (1 час) ПономарёваРекомендации по использованию учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией И.Н. Пономаревой С принятием нового «Стандарта среднего (полного) общего образования» возникла необходимость сократить вдвое число учебных недельных часов на преподавание биологии в 6 классе. Данные рекомендации даются по тексту переработанного учебника, изданного в 2004 году. Необходимое приведение содержания учебников в соответствие с новым образовательным стандартом для базового уровня изучения общей биологии, который рассчитан на 1 ч в неделю (34 ч в год), осуществляется следующим образом: 1. В учебнике сохраняются в полном объеме экологическая, гуманистическая, культурологическая области науки о живой природе. 2. Как и прежде, часть текста дана отличным от основного шрифтом и отмечена зеленым листком. Этот материал не является обязательным для всех учеников. Обязательным 3. Из учебника следует исключить ряд параграфов, рассчитанных на изучение биологии при двух учебных часах в неделю. Это § 5, 6, 11, 29, 33, 44, 45, 49, 58, 59. 4. В других параграфах существенно сокращен учебный материал. 5. Для того, чтобы учителю точно определить, что следует использовать, а что исключить, все абзацы, напечатанные основным шрифтом пронумерованы. С учетом этой нумерации предлагается отобрать нужный учебный материал. Подобные рекомендации к каждому параграфу будут даны в приведенном ниже поурочном плане. В тех параграфах, в которых предлагается лишь часть учебного текста, обязательным считаем последние, итоговые, абзацы (они обведены зеленой рамкой). 6. Помогут изучению биологии в 6 классе также авторские рабочие тетради для учащихся, дидактические карточки и методическое пособие для учителя. Однако в них должны быть учтены те изменения, которые были сделаны в учебнике. Тематический план курса
Поурочный план курса 1. Введение. Общее знакомство с растениями (3 ч) Урок 1. Мир растений. Наука о растениях-ботаника Весь § 1, к нему 3, 5, 6, 7 абзацы из введения. Урок 2. Строение растений Весь § 2. Урок начать с лабораторной работы «Знакомство с цветковым и споровым растениями», где и раскрыть особенности строения растений. Урок 3. Условия жизни растений на Земле Весь § 4. 2. Клеточное строение растений (2 ч) Урок 4. Строение растительной клетки и ткани Весь § 7, к нему 2, 3, 13 абзацы из § 9 (итог по тексту § 9). Урок 5. Процессы жизнедеятельности клетки Весь § 8. 3. Органы цветковых растений (9 ч) Урок 6. Семя, его строение и значение для растения Весь § 10, к нему завершающий (итоговый) абзац из § 12, на с. 50. Урок 7. Корень, его внешнее и внутреннее строение § 13, исключить 7, 8, 12, 13 абзацы. Из § 14 исключить 3, 4, 5, 8 абзацы и заключение. Урок 8. Побег. Строение и значение его для растения Весь § 16. Из § 17 текст на с. 63, т. е. первые четыре абзаца. Лабораторную работу о строении почек растения проводить по усмотрению учителя. Урок 9. Лист-часть побега. Значение листа для растения Из § 18 все четыре абзаца на с. 67; 7, 8, 9, 10 абзацы на с. 68 и 69 (о кожице, устьице, мякоти и фотосинтезе) и заключительный (итоговый) абзац. Из § 19 взять только тексты об испарении, газообмене и листопаде и заключительный (итоговый) абзац. Урок 10. Стебель-часть побега. Его внешнее и внутреннее строение Весь § 20. Урок 11. Многообразие стеблей Из § 21 первые четыре абзаца на с. 79 и последний заключительный (итоговый) абзац. Из § 22 взять весь текст для изучения и закрепить материал в процессе проведения лабораторной работы. Урок 12. Цветок. Его строение и значение для растения § 23, исключить текст об однодомности и двудомности растений (15 абзац на с. 88), но сохранить следующий 16 абзац о соцветии. А далее начиная с 18 абзаца весь текст исключить, кроме итогового абзаца. Из § 24 использовать 2, 3, 4 и 5 маленькие абзацы (на с. 91) и 11 и 14 абзацы о ветроопыляемости и самоопыляемости, заключительный (итоговый) абзац. Урок 13. Плод. Его значение и многообразие форм Весь § 25. Урок 14. Обобщение по теме Провести обобщение по теме на материале § 26 (растительный организм — живая система). 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7ч) Урок 15. Корневое питание растений Весь § 27. Урок 16. Воздушное питание растений. Фотосинтез Весь § 28. Урок 17. Дыхание растений и обмен веществ Весь § 30. Урок 18. Значение воды в жизни растений Весь §31. Урок 19. Размножение и оплодотворение растений Весь § 32. Первые четыре абзаца (на с. 123) § 34 об использовании вегетативного размножения в сельском хозяйстве. Урок 20. Рост и развитие растительного организма Весь § 35. Можно добавить к этому уроку краткий текст из § 36 о суточных и сезонных ритмах в росте и развитии растений. Урок 21. Обобщение и повторение по теме 5. Основные отделы царства растений (5 ч) Урок 22. Понятие о систематике растений Весь § 37. Урок 23. Водоросли. Общая характеристика Из § 38 исключить весь текст на с. 139 (о хроматофорах и хламидомонаде — это 8, 9, 10, 11 абзацы). Из § 39 использовать только краткий текст о бурых и красных водорослях и последний абзац. Урок 24. Моховидные и папоротниковидные как представители высших растений Из § 40 исключить весь текст о печеночниках (на с. 145 — это 3, 4 и 5 абзацы), текст на с. 146 и 147, начиная с абзаца: «Печеночники...». Из § 41 использовать только текст на с. 148 и 149, остальное исключить. Лабораторные работы по мхам и папоротникам не являются обязательными и потому могут проводиться лишь по желанию учителя или для работы в кружке юных натуралистов. Урок 25. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе Весь § 42. Урок 26. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе. Обобщение по теме Весь § 43. 6. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (2 ч) Урок 27. Понятие об эволюции растительного мира Весь § 46. § 47, только заключительный (итоговый) абзац. Урок 28. Многообразие и происхождение культурных растений Весь § 48. 7. Царство Бактерии (1ч) Урок 29. Царство Бактерии. Общая характеристика и значение Из § 50 взять для изучения только первые пять абзацев (это текст на с. 188 и 189, до абзаца с аэробами). Из § 51 взять только текст на с. 191 (о формах бактерий — это 4, 5, 6 абзацы). Из § 52 взять только текст начала параграфа (на с. 194), включая текст о болезнетворных бактериях. 8. Царство Грибы. Лишайники (2 ч) Урок 30. Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе Весь § 53. Из § 54 только 3 и 4 абзацы (о съедобных и ядовитых грибах). Урок 31. Лишайники. Общая характеристика и значение в природе Весь § 55. 9. Природные сообщества. Заключение (3 ч) Урок 32. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме Весь § 56. Урок 33. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе Весь § 57. Урок 34. Обобщение по курсу Его можно провести как экскурсию по теме «Многообразие природных сообществ» или в классе по теме «Жизнь организмов в природе». Для того или другого вариантов можно использовать материалы § 59 или § 60.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |