Методическое объединение учителей биологии  Ленинского района города Челябинска

Ответы

Ответы к заданиям демонстрационного варианта по биологии

 

Часть 1

За верное выполнение заданий А1 – А36 выставляется 1 балл.

 

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

4

А13

2

А25

4

А2

3

А14

3

А26

3

А3

1

А15

4

А27

3

А4

1

А16

2

А28

4

А5

1

А17

4

А29

2

А6

2

А18

3

А30

1

А7

4

А19

1

А31

2

А8

3

А20

3

А32

1

А9

2

А21

1

А33

3

А10

1

А22

4

А34

4

А11

2

А23

1

А35

3

А12

2

А24

4

А36

2

 

 

 

Часть 2

За верное выполнение заданий В1 – В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

За верный ответ на задания В7 – В8 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов.

 

№ задания

Ответ

В1

246

В2

256

В3

236

В4

211212

В5

21232

В6

232131

В7

ВЕАГБД

В8

БАВГД

 

 

 

Часть 3

 

 

 

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТоМ

 

 

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется  «Х», а не «0» .

 

 

 

C1

 

 

Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1)     при использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство;

2)     травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно.

 

Ответ включает 2 названные выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ  включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                          Максимальный балл

2

 

 


 

 

 

C2

 

 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

 

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1)     2 – среди грибов есть и одноклеточные, например, дрожжи;

2)     3 – по типу питания среди грибов отсутствуют автотрофы (так как их клетки не имеют хлорофилла);

3)     4 – клеточные стенки грибов состоят из хитина, а не из целлюлозы.

 

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки, ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка, ИЛИ указаны 2-3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ошибки не указаны, ИЛИ указаны 1-3 ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

 

 


 

 

C3

 

 

Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1)     возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;

2)     появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3)     развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4)     образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

 

Ответ включает не менее 3-х элементов (особенности и их обоснование), не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                          Максимальный балл

3

 

 


 

 

 

C4

 

 

Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут  уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1)     численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;

2)     резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания;

3)     часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

 

Ответ включает все названные выше элементы (изменения и их обоснования), не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                          Максимальный балл

3

 

 


 

 

 

C5

 

 

В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Элементы ответа:

1)     одна тРНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 тРНК соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот;

2)     одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируют 30 триплетов;

3)     количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, 30 х 3 = 90.

 

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                          Максимальный балл

3

 

 


 

 

 

C6

 

 

При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

1)     генотипы родителей:
пурпурный стебель, красные плоды –
AABb (гаметы: AB и Ab);
зеленый стебель, красные плоды –
aaBb (гаметы aB и аb);

2)     генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb;

3)     соотношение генотипов и фенотипов в  F1:
пурпурный стебель, красные плоды – 1
AaBB : 2 AaBb
пурпурный стебель, желтые плоды – 1
Aabb.

 

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                          Максимальный балл

3

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz